Портрет клиента микрозаймовых организаций в 2020 году в Мурманской области

ФИНТЕРРА провела анализ данных за три квартала 2020 года для изучения портрета среднестатистического заемщика микрозаймов Мурманской области.

Среднестатистический портрет заемщика микрофинансововой компании  выглядит так:  гражданин от 25 до 35 лет, работает по найму,  образование среднеспециальное, уровень дохода ниже 30 тысяч рублей в месяц, женат, есть дети, живет в собственном жилье отдельно от родителей, не имеет автомобиля.

 Чаще всего за микрозаймами обращаются  представители рабочих профессий - водители, слесари, охранник, продавец, менеджер.

 Самые редкие профессии среди мурманских заемщиков МФО — боцман, матрос, радист. 

По данным компании ООО МКК «ФИНТЕРРА», наибольшую долю клиентов составляют женщины — 63% заемщиков. Мужчины берут кредиты реже и составляют 27% от общего числа клиентов. Перевес в доле клиентов легко объясним гендерными ролями: в России  женщины занимаются содержанием и воспитанием детей, покупают продукты, планируют семейный бюджет.  Кроме того, женщины склонны к импульсивным покупкам. В целом микрофинансовые займы позволяют  получить небольшую сумму на небольшой срок, и используются на текущие расходы, которыми обычно в большинстве семей распоряжаются как раз женщины.

Среди заемщиков  96 % имеют детей, и 4% клиентов не имеет детей. Примерно равными долями представлены клиенты, состоящие в браке — 39%, холостые/незамужние  — 33%,  состоящие в постоянных отношениях без оформления брака составляют 12% от общего числа заемщиков.

 Чаще всех берут кредиты жители Мурманской области от 26 до 35 лет — 56% заемщиков приходится на этот возраст. В 2020 году работоспособная группа населения оказалась в ситуации, когда многие потеряли работу, либо им пришлось менять место работы, у многих доходы резко снизились, и понадобилось экстренно решать финансовые вопросы. Поэтому микрофинансовые займы оказались хорошим выходом для многих - решение о выдаче займа принимается быстро, требуется минимум документов, и одобрение могут получить даже  клиенты без официального дохода или неофициальным трудоустройством. 

 “Микрофинансовые компании отличаются большей гибкостью в оценке платежеспособности клиента,  большим оптимизмом в принятии решений,  поэтому микрофинансовые займы эффективны там, где банковские системы не работают, и актуальны для тех клиентов, которые не интересны банкам”, -  комментирует Сергей Тараскин, генеральный директор ООО МКК “ФИНТЕРРА”.

 Пенсионеры старше 66 лет обращаются за займами реже молодых пенсионеров: граждане от 56 до 65  составляют 8% заемщиков,  а  на долю высоковозрастных клиентов старше 66 лет микрофинансовых компаний приходится 1%.