Оформление кредита в банке предусматривает бюрократическую процедуру сбора и подачи заемщиком целого пакета документов. Они должны подтверждать его личность и указанный в заявке доход. Несмотря на широкие возможности электронного документооборота собирать справки по-прежнему приходится традиционным способом – бумажный формат, заверенный печатями и подписями должностных лиц. Для пользователей, впервые оформляющих заем в выбранном финансовом учреждении, список документов (с учетом вида получаемого дохода) выглядит следующим образом.
Справка о доходах и налогах физического лица
Подтверждающим документом является справка 2 НДФЛ. Следует использовать установленный формат и предоставлять в банк сведения, оформленные должным способом. При заполнении указывается следующая информация:
- Данные о месте работы и самом предъявителе.
- Сумма выплат за указанный период трудовой деятельности.
- Размер отчисленных налоговых удержаний.
- Наличие (отсутствие) налоговых вычетов любых форм.
Не стоит надеяться на возможность получения данной справки через личный кабинет сайта налоговой инспекции. Там указываются данные с января по декабрь прошлого года. Банки, при оформлении кредита требуют предоставить 2 НДФЛ за последние 12 месяцев. Справку придется оформлять в бухгалтерии предприятия (организации) и заверять соответствующим образом у руководителя.
Если заемщик указал в качестве источников дохода несколько мест своей работы, такую справку придется запрашивать в каждом из них. Формат оформления трудовой деятельности – договор или правовое соглашение, не имеет значения.
Справка по форме банка
Еще один документ, подтверждающий доход по месту работы за 12 месяцев и величину налоговых отчислений. Оформляется на установленной в финансовом учреждении форме бланка. Основная цель такого запроса – определение наличия серых схем оплаты по месту работы заемщика. В принципе, это дублирующих 2 НДФЛ документ, потому что сознаваться в уклонении от уплаты налогов никто не будет. Справка заверяется руководителем и бухгалтером.
Для самозанятых
При оформлении кредита самозанятые заемщики предоставляют документ о своих доходах, форма которого представлена на сайте «Мой налог». Можно скачать на бумажный носитель для заполнения.
Документы для ИП
Форма справки, предоставляемая индивидуальным предпринимателем при оформлении займа, зависит от вида используемого им налогового обложения. Различают:
- Общий – потребуется декларация 3 НДФЛ.
- «Упрощенка» - предоставляется копия декларации УСН.
- Автоматизированная упрощенная система – справка о доходах из личного кабинета.
- Профессиональный доход – документ, сформированный на сайте «Мой налог».
- Патент – выписка из книги учета.
В любом случае предварительно следует получить консультацию менеджера банка. Достаточно часто для оформления кредита ИП бывает достаточно предоставление выписки с текущего банковского счета.
Прочие справки
К ежемесячным (регулярным) доходам относятся не только зарплаты и прибыль от коммерческой индивидуальной деятельности. При оформлении кредита могут учитываться:
- Стипендии – справка предоставляется учебным заведением.
- Социальные выплаты – документ оформляется в органе соцзащиты.
- Пенсии – через пенсионный фонд.
При сдаче в аренду личного недвижимого имущества заемщики могут предоставить в качестве подтверждающего доход документа договор с арендатором. Он должен быть действующим с указанием суммы ежемесячных выплат.
При сборе документов заемщику необходимо получить предварительную консультацию и четкие разъяснения сотрудника банка. Консультация проводится бесплатно в офисе или по телефону. Следует учитывать, что требования и обязательные условия могут отличаться.