Портрет клиента микрозаймовых организаций в 2020 году в республике Алтай

ФИНТЕРРА провела анализ данных за три квартала 2020 года для изучения портрета среднестатистического заемщика микрозаймов в республике Алтай

Среднестатистический портрет алтайского заемщика микрофинансовой компании  выглядит так:  гражданин от 26 до 35 лет, работает по найму,  образование среднеспециальное, уровень дохода ниже 30 тысяч рублей в месяц,  живет в собственном жилье отдельно от родителей, есть дети,  не имеет автомобиля.

Чаще всего за микрозаймами в  Горном Алтае обращаются  представители профессий -  воспитатель, водитель, грузчик, повар, продавец, охранник, санитарка, медсестра. Самые редкие профессии среди алтайских заемщиков МФО –  сапожник, садовод, тренер. Зафиксирован единичный случай получения микрозайма человком, указавшим в графе профессия - народный целитель. 

По данным компании ООО МКК «ФИНТЕРРА», наибольшую долю клиентов в республике Алтай составляют женщины - 69%. Мужчины берут кредиты реже - и составляют 31% от общего числа клиентов. Перевес в доле клиентов легко объясним гендерными ролями - в России  женщины занимаются содержанием и воспитанием детей, покупают продукты, планируют семейный бюджет.  Кроме того, женщины склонны к импульсивным покупкам. В целом микрофинансовые займы позволяют  получить небольшую сумму на небольшой срок, и используются на текущие расходы, которыми обычно в большинстве семей распоряжаются как раз женщины.

Среди заемщиков 81% имеют детей, и 19% клиентов не имеет детей. Клиенты, состоящие в браке - 45%, и холостые/незамужние  - 33%,  состоящие в постоянных отношениях без оформления брака составляют 11% от общего числа заемщиков, разведены 6%.  45% заемщиков имеют среднеспециальное образование, 27% - среднее, 11%- высшее. 

Чаще всех берут кредиты жители республики Алтай от 26 до 45 лет - 44% заемщиков приходится на этот возраст. В 2020 году работоспособная группа населения оказалась в ситуации, когда многие потеряли работу, либо им пришлось менять место работы, у многих доходы резко снизились и понадобилось экстренно решать финансовые вопросы. Поэтому микрофинансовые займы оказались хорошим выходом для многих - решение о выдаче займа принимается быстро, требуется минимум документов, и одобрение могут получить даже  клиенты без официального дохода или неофициальным трудоустройством. 

На долю клиентов микрофинансовых компаний старше 56 лет приходится 31%. Невысокий размер пенсий  вынуждает граждан пользоваться микрокредитами, многие из клиентов являются постоянными клиентами МФО.

“Микрофинансовые компании отличаются большей гибкостью в оценке платежеспособности клиента,  большим оптимизмом в принятии решений,  поэтому микрофинансовые займы эффективны там, где банковские системы не работают, и актуальны для тех клиентов, которые не интересны банкам,” -  комментирует Сергей Тараскин, генеральный директор ООО МКК “ФИНТЕРРА”.