ФИНТЕРРА провела анализ данных за три квартала 2020 года для изучения портрета среднестатистического заемщика микрозаймов в Орловской области.
Среднестатистический портрет орловского заемщика микрофинансовой компании выглядит так: гражданин от 26 до 35 лет, работает по найму, образование среднеспециальное, уровень дохода ниже 30 тысяч рублей в месяц, живет в собственном жилье отдельно от родителей, не имеет автомобиля.
Чаще всего за микрозаймами в Орловской области обращаются представители рабочих профессий - повар, продавец, строитель. Самые редкие профессии среди орловских заемщиков МФО - полицейский, маникюрист, преподаватель.
По данным компании ООО МКК «ФИНТЕРРА», наибольшую долю в Орловской области клиентов составляют женщины - 72%. Мужчины берут кредиты реже - и составляют 28% от общего числа клиентов. Перевес в доле клиентов легко объясним гендерными ролями - в России женщины занимаются содержанием и воспитанием детей, покупают продукты, планируют семейный бюджет. Кроме того, женщины склонны к импульсивным покупкам. В целом микрофинансовые займы позволяют получить небольшую сумму на небольшой срок, и используются на текущие расходы, которыми обычно в большинстве семей распоряжаются как раз женщины.
Среди заемщиков Орловской области 64% имеют детей, и 36% клиентов не имеет детей. Одинаковыми долями представлены клиенты, состоящие в браке - 44%, и холостые/незамужние - 45%, состоящие в постоянных отношениях без оформления брака составляют 22% от общего числа заемщиков, разведены 7%. 60% заемщиков имеют среднеспециальное образование
Чаще всех берут кредиты жители Орловской области от 18 до 45 лет - 75% заемщиков приходится на этот возраст. В 2020 году работоспособная группа населения оказалась в ситуации, когда многие потеряли работу, либо им пришлось менять место работы, у многих доходы резко снизились и понадобилось экстренно решать финансовые вопросы. Поэтому микрофинансовые займы оказались хорошим выходом для многих - решение о выдаче займа принимается быстро, требуется минимум документов, и одобрение могут получить даже клиенты без официального дохода или неофициальным трудоустройством.
Пенсионеры старше 56 лет обращаются за займами очень редко - на долю высоковозрастных клиентов микрофинансовых компаний приходится всего 10%.
“Микрофинансовые компании отличаются большей гибкостью в оценке платежеспособности клиента, большим оптимизмом в принятии решений, поэтому микрофинансовые займы эффективны там, где банковские системы не работают, и актуальны для тех клиентов, которые не интересны банкам,” - коммментрует Сергей Тараскин, генеральный директор ООО МКК “ФИНТЕРРА”.