Есть отличная эффективная техника, позволяющая принимать оптимальные решения. В крупных компаниях этой методике обучают персонал. Кстати, она поможет оптимизировать ваш семейный бюджет, научит избегать ненужных расходов.
Специалисты рекомендуют воспользоваться этой техникой при планировании затрат и в особенности, тогда, когда вы хотите совершить покупки на эмоциях – незапланированные и совершенно ненужные. Часто люди покупают во время дешевых распродаж вещи, без которых можно совершенно свободно обойтись.
Как правило, покупки через интернет более рациональны и обдуманны. Кроме того. Они помогают сэкономить время. Совершенно иное дело, если попадаешь в супермаркет во время распродаж. Понаблюдайте за людьми. Если цены существенно снижены они буквально сметают вещи, которыми наверняка не воспользуются в ближайшее время. Например, шины для горного велосипеда или снаряжение для туристического похода.
Это совершенно не значит, что все покупатели – фанаты туризма и экстремальных видов спорта. Во-первых, товар продается дешево – почему бы не купить? Во-вторых, многие из них в момент покупки уверены, что теперь уж точно займутся велосипедным спортом или отправятся в турпоход. Благо, все для этого уже имеется. Как правило, подобные начинания заканчиваются ничем. Кроме того, и деньги уже потрачены.
Избежать подобной малоприятной ситуации возможно, применив правило «5 почему». Можно сохранить деньги и избежать никому не нужных покупок. Техника довольно простая, и понять ее можно на таком примере. Например, вы оказались на распродаже в магазине гаджетов и увидели телефон, который продается с 50-процентной скидкой. При этом, у вас есть смартфон. И вы не собирались делать такую покупку. Какое решение будет правильным? Итак, попробуем применить правило «пять почему».
- Почему вы хотели бы приобрести гаджет? – Потому что я хочу похвастаться покупкой перед коллегами?
- Почему вы хотели бы похвастаться покупкой? - Потому что мне хочется привлечь к себе внимание.
- Почему вы хотите привлечь к себе внимание? – Потому что мне не удается выделиться из общей массы, я чувствую себя дискомфортно.
- Почему вы чувствуете себя дискомфортно? – Потому что мне хотелось бы реализовать себя в профессии.
- Почему вы хотите реализоваться в профессии? – Потому что дело, которым я сейчас занимаюсь, не приносит мне никакого удовлетворения.
Возникает вопрос: а при чем здесь покупка нового телефона? Ведь проблема не в нем, а в неудовлетворенности делом, которым вы в данный момент занимаетесь. Как правило, к пятому вопросу проблема становится понятной.
Еще один пример
Вы попали на распродажу в магазин спортивных товаров. Вы видите лыжи, которые стоят вдвое дешевле их первоначальной стоимости. У вас есть еще и дисконтный купон, который позволит сделать покупку еще более дешевой. Но… Не торопитесь покупать. Итак. Задаем себе 5 вопросов.
- Почему вы хотите приобрести лыжи? – Потому что мне хочется кататься на них.
- Почему вам хочется кататься на них? – Потому что хочу улучшить физическую форму.
- Почему вы хотите улучшить физическую форму? – Чтобы увереннее чувствовать себя (сбросить вес, лучше выглядеть и т. д.).
В данном случае. Оказалось, достаточно даже не пяти вопросов, а трех. Если покупка способна мотивировать вас заняться спортом, а вы твердо уверены, что лыжи не будут пылиться на даче, - можно смело покупать их. Если же твердой уверенности нет, а, заодно, и денег негусто, последующие вопросы/ответы помогут убедиться в этом. Имеющиеся деньги лучше потратить на что-то другое, или отложить. Таким образом, несложная, но очень эффективная техника поможет принять оптимальное финансовое решение, сохранить деньги и не делать ненужных покупок.