15 тысяч россиян лишились кредитных каникул. Почему это произошло?

Фото: pixabay.com

В связи с отсутствием подтверждения прав на льготу банками были аннулированы 15 тыс. заявлений на кредитные каникулы. «Известия», ознакомившись с данными ЦБ выяснили, что на выполнение процедуры было выделено 120 дней и теперь финансовые организации имеют полное право на взыскание просроченных платежей или начисление пени.

 

Кто виноват

 

По статистике 72% российских семей воспользовались минимум одним кредитом за год, а значит около трети бюджета они выплачивают в счет займов. В августе в банковских отделениях насчитывалось около 370 тыс. поданных заявок на получение кредитных каникул, предусмотренных для пострадавших из-за режима пандемии.

 

Заемщикам были выделены 90 дней и плюс еще месяц на непредвиденные обстоятельства, чтобы подтвердить снижение дохода на 30%, если сравнивать с прошлогодним средним показателем. Обратившиеся в апреле за льготой граждане максимум в августе должны были предоставить кредиторам необходимые документы, иначе предложение отменялось. Число положительных решений на конец августа составило 205,1 тыс. по договорам на сумму более 81 млрд. рублей.

 

Практика ЦБ направлена на создание выгодных для заемщиков условий. Им предоставляются отсрочки даже при снижении дохода менее чем на 30%, не начисляются штрафы при отмене каникул, предлагаются внутренние программы реструктуризации. Но даже в такой ситуации некоторые подавшие заявления клиенты отказываются поддерживать контакт.

 

Банк России настаивает на индивидуальном рассмотрении финорганизациями жизненных и финансовых обстоятельств клиентов и своевременном предупреждении граждан о серьезной ответственности при отказе от взятых на себя долговых обязательств.

 

По словам старшего юриста Максима Барышева, для не предоставивших документы заемщиков льгота отменяется и продолжается действие кредитного обязательства, как будто послаблений по выплатам за все это время не было.

 

Решение проблемы

 

Сбербанк также связал причину аннулирования заявлений с нарушением правил и непредоставлении клиентами требуемых документов. Как сообщили служащие организации, в положенные по закону сроки производятся напоминания через СМС и звонки. В этой ситуации многое зависит от предрасположенности клиента к диалогу и зачастую заемщики не желают идти на контакт.

 

Начальник банка «Фридом Финанс» Мурад Шихмагомедов вообще считает процент аннулирования заявок незначительным на фоне экономических проблем, возникших из-за распространения COVID-19. Он добавил, что задачей банковского сообщества является постоянное осведомление граждан, что непременно должно сыграть роль в снижении числа отказов по предложенным продуктам. Ведь из-за карантинных ограничений заемщики не могли прийти в офис за подробным разъяснениями, из-за чего стали заложниками создавшейся проблемы.

 

Противоположную точку зрения высказал эксперт Алексей Кричевский, утверждая что прежде всего заемщик должен быть заинтересован в подтверждении кредитных каникул. Финорганизация не обязана нести затраты на информационную компанию, но с другой стороны, банку не всегда выгодно проводить взыскание. Если договор передается коллекторам, он зарабатывает только 10% от суммы.