Недостаток системы образования состоит в том, что ни в одном учебном заведении сегодня не предусмотрены занятия по финансовой грамотности. Поэтому данное обязательство должны взять на себя родители – и научить детей правильно обращаться с деньгами. Чтобы разобраться в правде и мифах вокруг карманных денег, достаточно ознакомиться с рекомендациями опытных педагогов-психологов.
ТОП-5 мифов о выдаче ребенку денег на карманные расходы
№1. Дети не нуждаются в деньгах, так как родители всецело обеспечивают их сами
Конкретная цель карманных средств состоит в воспитании самостоятельности и грамотности по отношению к деньгам. По значимости этот процесс не уступает обучению ребенка переходить дорогу на оживленной улице. Согласно мнению педагога-психолога, Светланы Баштынской, распоряжение мелкой суммой денег является неотъемлемой частью жизни, когда ребенок учится обращаться с финансовыми средствами.
№2. Первоклашки еще малы для выдачи карманных денег: нужно начинать в 10 лет
На основе Гражданского кодекса граждане допускаются к совершению мелких сделок уже с шестилетнего возраста. Ребенок может, к примеру, сам купить мороженое в магазине. Чем раньше начать обучение детей – тем лучше они будут контролировать собственные траты в будущем. Чтобы ребенок не повторил судьбу нерадивых взрослых, которые не умеют откладывать деньги, спускают всю зарплату в первый же день и берут ненужные кредиты, достаточно объяснить ему ценность денежных средств еще в детстве.
№3. Строгий контроль расходов ребенка с принятием жестких мер
Нужно быть готовым к тому, что первую "получку" ребенок потратит на глупости – и это естественно. Таковы издержки воспитания, ведь первые ошибки служат для ребенка ценным опытом. Ненужно ругать детей или давать еще денег, достаточно рассказать о планировании трат подробнее. По мнению педагога-психолога, эффективен не тотальный контроль ребенка, а возможность самостоятельного принятия удачных и не очень решений.
№4. Полный запрет на подачки "просто так" – деньги только "за дело"
Денежная мотивация ребенка к хорошей учебе и уборке довольно легкая, но непродуктивная. Всё потому, что поощрять естественные обязанности деньгами нельзя: рано или поздно ребенок не захочет делать этого бесплатно. Можно лишь попытаться подтолкнуть ребенка на что-нибудь полезное. Для этого имитированные деньги (жетоны) выдают в обмен на реальные финансы или же на посиделки за компьютером/в телефоне/перед телевизором.
№5. Деньги не являются хорошим подарком для детей
Нет ничего страшного в том, что ребенок получит деньги в честь какого-либо праздника. Однако нельзя задаривать деньгами систематически, как это делают большинство бабушек и дедушек. В противном случае ребенок привыкнет к большой сумме денег – и будет проявлять небрежное отношение к ним.
О важных советах по поводу карманных расходов
Прежде всего, выдача денежных средств должна быть регулярной. Для первоклашек, которые не могут загадывать на долгий срок, будет достаточно определенной суммы раз в неделю, а для подростков – единожды в месяц. Другие рекомендации от педагогов-психологов заключаются в:
- выдаче финансов на мелкие расходы уже начиная с шести лет;
- систематическом обучении ребенка к накапливанию денежных средств;
- обязательном обсуждении семейного бюджета и вопросов денег с детьми;
- регулярном поощрении одинаковой суммой денег, по аналогии с зарплатой;
- запрете на карманные деньги, как мотивацию хорошего поведения и успехов;
- отсутствии тотального контроля и жестких наказаний за "неправильные" траты;
- оформлении на ребенка специальной детской банковской карты с лимитом покупок.
Если дети просят что-либо в магазине, то не стоит покупать им это немедленно! Можно составить список желаемого, а потом вместе выбрать то, что нужнее. Если же ребенку уже исполнилось 14 лет, не будет лишним предложить ему заработать. По закону с этого возраста заключают трудовые договора на мелкие работы – раздачу листовок, подработку курьером. Таким образом, ребенок на основе собственного опыта научится ценить деньги.