Инструмент cashback используется банками для повышения интереса к своим предложениям и продуктам и переводится с английского как «наличные назад». По своей сути кэшбэк является заработком на уже совершенных покупках и применяется чаще всего при использовании банковских карт.
Но сфера применения этого инструмента намного шире. Его применяют в микрофинансировании, потребительском кредитовании, рассчетно-кассовом обслуживании. Кэшбэк может быть выражен как в деньгах, так и в бонусных баллах, которыми можно позже оплатить услуги либо товары.
Данный инструмент мотивирует клиента на совершение определенных действий: покупку какого-либо вида товаров, пользование конкретными услугами и т.п. Компания, получая денежные средства покупателя (своего клиента), возвращает ему часть затрат реальными деньгами или баллами. Наличие у банковской карты кэшбэка является важным параметром, влияющим на решение клиента ее получить.
Используется кэшбэк и в других сферах: торговых сетях, игорном или гостиничном бизнесе. Действует много cashback- сервисов и в сфере интернет-торговли.
Кэшбэк в банковской сфере
Инструмент применяется в банковской деятельности по многим продуктам и предложениям, но чаще всего по дебетовым и кредитным картам. Его механизм заключается в следующем:
- Владелец карты делает покупку.
- После списания денег банк возвращает на карту часть затраченных на покупку средств или начисляет бонусные баллы.
- Начисленные деньги или баллы используются для совершения новых покупок. Денежные средства с карты можно также снять.
Cashback может даваться за любые покупки, оплаченные с банковской карты. Его размер составляет от 0,5 до 2%, но часто сумма возврата имеет ограничение, например, до 3 тыс. руб. в месяц.
Повышенный Кэшбэк
Cashback по карте может быть не только стандартным, но и повышенным, и достигать по отдельным предложениям до 10, 20 или 30% от затрат на покупку. Такая выгодная опция обеспечивается не самим банком, а его партнером, который продает товар.
Суть повышенного кэшбэка в следующем:
- Интернет-магазин заключает с банком договор о партнерстве.
- Банк (например, Сбер) указывает в описании карты, что при покупке товара у данного партнера клиенту гарантированно возвращается 30% от его стоимости.
- Клиент делает покупку в магазине-партнере и получает заявленный кэшбэк.
За счет произведенной клиентом покупки в магазине растет количество продаж, банку за привлеченных клиентов начисляются комиссионные, а клиенту из этой суммы выплачивается в качестве кэшбэка заявленная часть. Сделка оказывается выгодной для всех ее участников, включая и магазин, так как cashback закладывается в стоимость товаров/услуг.
Cashback-сервисы
Они действуют также как маркетплейсы, в которых совершаются покупки. В одном сервисе может быть много категорий товаров. Некоторые из данных ресурсов выбирают одну или несколько групп товаров, другие работают с магазинами из разных сегментов. Их прибыль зависит от количества привлеченных клиентов. Портал направляет покупателей в магазин и гарантирует, что за свою покупку он получит кэшбэк: либо фиксированный, либо в виде процентов от стоимости товара/услуги. Часть прибыли магазина с продажи уходит cashback-сервису, а сам покупатель получает положенное вознаграждение.
Кэшбэк в бизнесе (торговом, гостиничном, игорном)
В торговых сетях работают их собственные скидочные карты, обеспечивающие либо скидку на товар, либо накопление бонусных баллов. Этими баллами клиенты имеют возможность оплатить до 100% стоимости товара. Такой cashback увеличивает поток клиентов в торговые сети.
В гостиничной сфере кэшбэк работает подобным образом. Отель или гостиница возвращают гостям на карту/счет часть денег, оплаченных за проживание и услуги. Cashback в игорной сфере мотивирует игроков делать ставки, ведь они могут вернуть часть проигранных средств.