Цель и последствия введения налога на "тунеядство"

Фото: pixabay.com

Правительство РФ планирует ввести налог, уплачиваемый экономически активными безработными гражданами. Ранее действовала статья 209 УК РСФСР за «тунеядство», на основании которой предусматривались общественно полезные работы для тех, кто более 4-х месяцев в году не был официально трудоустроен. Сейчас отсутствует закон, по которому официально неработающий гражданин привлекался бы к ответственности. При этом по Конституции РФ и Трудовому кодексу граждане не должны принуждаться к труду.

 

Почему возникла потребность в налоге для безработных

 

Рассматриваемый налог не является принуждением к труду, а только платой за право быть безработным. Тем более, что в государстве созданы все условия для официального трудоустройства. Однако существенным минусом является предоставление на биржах труда вакансий, не соответствующих квалификации человека, его образованию и ожидаемой заработной плате.

 

На территории страны проживает очень много людей, которые предпочитают не работать. К примеру, если у женщины хорошо зарабатывает муж, она занимается домашним хозяйством. В таких случаях предлагаемый правительством закон не применяется. В первую очередь, под действие закона о «тунеядстве» попадают люди, которые фактически работают, но не являются официально трудоустроенными, не платят налоги и взносы. При этом они пользуются всеми благами, включая медицинское обслуживание.

 

Какое решение было бы действительно правильным

 

Предлагаемый законопроект не учитывает один важный фактор: многие работодатели не занимаются официальным оформлением сотрудников по причине слишком высоких налогов. И чем меньше бизнес, тем тяжелее нести это бремя. В результате малые предприятия существенно теряют в деньгах, поэтому предприниматели стараются не нанимать сотрудников официальным путем, что связано с риском.

 

Также по итогам прошедшего периода самоизоляции видно, что полностью белая работа привела к значительным финансовым потерям, поскольку работодатели обязаны были выплачивать зарплату в соответствии с трудовым договором при отсутствии какой-либо поддержки со стороны государства. Ситуация усложняется тем, что многие работодатели и наёмные сотрудники не верят в правильное распределение налогов, что является причиной недоверия правительству в решении данного вопроса. Насколько бы лучше было бы снизить размеры взносов, чтобы их уровень позволял производить оплату в полном объеме.

 

Что получится в результате принятия закона

 

Принятие закона, скорее всего, приведет к выполнению работодателями доплаты своим сотрудникам, устроенным неофициально. При этом сумма доплаты будет соответствовать размеру планируемого налога. Однако это будет временной мерой, поскольку ФНС будет стараться выявить нарушителей и обязывать работодателей оформлять сотрудников официально с последующей оплатой предусмотренных взносов.

 

Ступенчатый переход к официальным зарплатам будет включать в себя:

 

- принятие мер для оформления работников на МРОТ;

- повышение МРОТ с повышением суммы налогов;

- стимулирование роста официальных заработных плат.

 

Постепенно можно дойти до того, что официальное оформление сотрудников станет более выгодным.

К сожалению, постоянно растущая налоговая нагрузка влияет на рост цен. Хочется надеяться на принятие мер, которые в итоге приведут к снижению налогового бремени. Не стоит также отвергать идею о переводе частного бизнеса в государственные учреждения и компании, как это было во времена НЭПа. Как всё будет на самом деле, покажет время.