ТОП-5 уловок, которые нас вынуждают платить больше и покупать ненужные товары

Контролировать расходы нам мешают психологические уловки. Для управления финансами недостаточно правильно считать деньги и планировать. Мы часто принимаем необдуманные решения, работающие против нас. Приобретаем изделия по завышенной стоимости и заказываем ненужные услуги. Решить проблему можно только, если осознать свою проблему.

1. Невозвратимые затраты

С невозвратными затратами сталкивались все люди, поддерживающие бесперспективные отношения. Вырваться из замкнутого круга мешают психологические ограничения. Ниже рассмотрим несколько наглядных примеров:

  1. Вы отправились в торговый центр, расположенный в нескольких кварталах от места жительства, для приобретения гаджета. Но, к сожалению, там не было нужного товара. В результате вы покупаете другой гаджет, чтобы оправдать дорогу. После его использования, понимаете, что это неподходящая модель. Приходится покупать еще один смартфон с желаемыми характеристиками.
  2. В течение нескольких часов ищите нужный товар без результата. Вы начинаете ощущать усталость, а затем решаете что-нибудь купить.

Возможно, вы учитесь в вузе для получения нелюбимой профессии, или владеете убыточным бизнесом. Психологи приводят тысячи примеров. Это долгосрочные финансовые ошибки. Необходимо выявить триггеры, при которых вы принимаете неверные решения. Попытайтесь посмотреть на свои поступки со стороны. Сделайте примерные расчеты, чтобы оценить возможные потери.

2. Постоянное поддержание выбора

Никогда не пытайтесь оправдать решение, которое принято. Например, вы страстно желаете приобрести новый Айфон и отказываетесь слушать противоположное мнение. Пытаетесь убедить себя, что это правильное решение. Даже если за смартфон придется отдать полугодовую зарплату. «Айфон прослужит много лет в отличие от дешевых китайских устройств», – убеждает себя покупатель с кредитной картой в руках. Это распространенная ошибка, отдаленно напоминающая «стокгольмский синдром». Любителей гаджетов «берут в заложники» владельцы крупных транснациональных корпораций.

3. Привязка и ее разрушительный эффект

Большое значение имеет первая информация, которую получает потенциальный покупатель. Именно она влияет на дальнейшие решения. Например, вы видите гамбургер за 450 руб. «Ничего себе, совсем обнаглели!», – возмущается рядовой обыватель. А затем он заказывает гамбургер за 350 руб. из этого меню. Данное приобретение считается приемлемым и даже выгодным вариантом. 

4. Стадный эффект

Сегодня все берут машины в кредит. Обывателю трудно устоять перед соблазном. В этом случае сложно принять взвешенное и рациональное решение. «Все так делают, а я ничем не хуже», – рассуждают многочисленные автолюбители. Они переплачивают банкам большие суммы, даже если не нуждаются в новых машинах. Потребители буквально следуют за толпой. Инстинкт вынуждает нас игнорировать проблемы. «Зачем делать пенсионные накопления или регулярно проходить медосмотр? Никто из друзей этим не занимается», – заявляют обыватели. Нужно думать о только своих финансовых ресурсах, когда принимаете важные решения.

5. Поддержка Status quo

Желание сохранить привычный образ жизни – еще одна распространенная ошибка. Ниже вы увидите несколько примеров:

  1. Расходы превышают прибыль, но человек продолжает тратить деньги, словно у него все в порядке. Он не желает отказываться от ресторанов, кабельного телевидения, кубинских сигар и посещения игорных заведений.
  2. Вкладчик долгие годы держит средства в банке и получает минимальные процентные начисления. Его даже не посещают мысли о снятии денег для вложения в бизнес.

Любое радикальное решение выбивает личность из привычной зоны комфорта. Нужно постепенно менять свою жизнь. Например, в этом месяце откажитесь от ресторанов, а через 3-4 недели отключите кабельное ТВ. Никогда не принимайте решения под влиянием рекламы или сиюминутных эмоций. Прежде всего, необходимо осознать свою привязанность, а затем искать способы решения проблемы.