Структура финансового плана

Правильно составленный финансовый план должен содержать такие разделы:

1. Расчетные нормативы

Описываются цены на товары, учитываются налоги, сроки бизнес-плана (горизонт планирования), уровень инфляции (текущий и за несколько предыдущих лет), влияющий на стоимость сырья. Детально описывается выбранная система налогообложения, определяются размеры и сроки выплат налоговых платежей.

2. Расчет показателей эффективности

Такими показателями являются:

  • прибыль – размер выручки, полученной после вычета всех расходов;
  • рентабельность – показывает, покрывает ли выручка затраты компании на производство товара и его продажу;
  • точка безубыточности – величина объема продаж, при которой доходы компенсируют все расходы;
  • запас финансовой прочности – разность между фактическим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности;
  • срок окупаемости – период, за который расходы на инвестиции покроются доходами;
  • норма дохода (ставка дисконтирования);
  • дисконтированный срок окупаемости – период, за который вернутся затраченные деньги, учитывая ставку дисконта;
  • внутренняя норма доходности – величина ставки дисконта, дающая возможность инвестору вернуть вложения;
  • срок возврата займа;
  • коэффициент покрытия долга – возможность компании выплачивать заемные средства из прибыли.

3. Общепроизводственные расходы

Здесь указываются сезонные траты на реализацию проекта:

  • обслуживание помещений;
  • приобретение/обслуживание оборудования;
  • сырье;
  • зарплата;
  • реклама и т.п.

4. Смета затрат, расчет себестоимости продукта

В разделе отражаются расходы на реализацию проекта для доказательства их окупаемости. В расчет себестоимости включаются накладные расходы и данные по зарплатам.

5. Отчет об основных потоках финансирования

Отражает финансовые потоки компании, свидетельствующие о ее финансовой обеспеченности.

6. Отчет о прибыли/убытках

Здесь должны быть упомянуты:

  • выручка;
  • расходы на управление;
  • себестоимость производимого товара;
  • ведение деятельности;
  • другие показатели, учитывающие профицит и дефицит с указанием их причин.

7. Финансовый баланс

Должен быть сделан прогноз на все периоды: месяцы, кварталы, 1-ый и 3-ий годы.

8. Анализ показателей

Дает понятие об окупаемости проекта, его рентабельности и платежеспособности.

9. Прогноз на объем продаж

Показывает спрос на рынке, тенденции изменения, емкость по отдельным видам продуктов, проводит изучение деятельности конкурентов и т. д.

10. Анализ движения наличности

Первый год анализируется каждый месяц, затем анализ проводится ежеквартально. Он показывает, сможет ли компания своевременно платить по счетам.

11. Анализ рисков

Владельцы компании должны позаботиться о минимизации рисков (потере денег): создать резерв финансов, привлечь инвесторов, застраховать имущество.

Риски бывают:

  • коммерческие – возникают из-за трудностей при производстве/реализации продукции (дополнительные издержки за счет пошлин, штрафов);
  • финансовые – появляются из-за принятых неправильных финансовых решений (дополнительные траты, недополучение прибыли);
  • производственные – связаны с проблемами на производстве (сбои оборудования, нарушение технологии).

12. Индексы доходности

Здесь анализируется окупаемость вложений, которая говорит об эффективности проекта и его целесообразности для финансирования.

13. Годовая балансовая ведомость

Рассчитывается баланс активов с пассивами, который банки изучают при выдаче кредита. Если за кредитные средства будет приобретен актив, то при банкротстве предприятия банк вернет свои средства за счет пассива (оборудования и т.п.)

14. Описания способов финансирования

Описываются средства, которые будут финансировать проект: акционерный капитал, лизинговое и долговое финансирование с указанием суммы кредита, источников, ставки по процентам, графика внесения платежей.