Правильно составленный финансовый план должен содержать такие разделы:
1. Расчетные нормативы
Описываются цены на товары, учитываются налоги, сроки бизнес-плана (горизонт планирования), уровень инфляции (текущий и за несколько предыдущих лет), влияющий на стоимость сырья. Детально описывается выбранная система налогообложения, определяются размеры и сроки выплат налоговых платежей.
2. Расчет показателей эффективности
Такими показателями являются:
- прибыль – размер выручки, полученной после вычета всех расходов;
- рентабельность – показывает, покрывает ли выручка затраты компании на производство товара и его продажу;
- точка безубыточности – величина объема продаж, при которой доходы компенсируют все расходы;
- запас финансовой прочности – разность между фактическим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности;
- срок окупаемости – период, за который расходы на инвестиции покроются доходами;
- норма дохода (ставка дисконтирования);
- дисконтированный срок окупаемости – период, за который вернутся затраченные деньги, учитывая ставку дисконта;
- внутренняя норма доходности – величина ставки дисконта, дающая возможность инвестору вернуть вложения;
- срок возврата займа;
- коэффициент покрытия долга – возможность компании выплачивать заемные средства из прибыли.
3. Общепроизводственные расходы
Здесь указываются сезонные траты на реализацию проекта:
- обслуживание помещений;
- приобретение/обслуживание оборудования;
- сырье;
- зарплата;
- реклама и т.п.
4. Смета затрат, расчет себестоимости продукта
В разделе отражаются расходы на реализацию проекта для доказательства их окупаемости. В расчет себестоимости включаются накладные расходы и данные по зарплатам.
5. Отчет об основных потоках финансирования
Отражает финансовые потоки компании, свидетельствующие о ее финансовой обеспеченности.
6. Отчет о прибыли/убытках
Здесь должны быть упомянуты:
- выручка;
- расходы на управление;
- себестоимость производимого товара;
- ведение деятельности;
- другие показатели, учитывающие профицит и дефицит с указанием их причин.
7. Финансовый баланс
Должен быть сделан прогноз на все периоды: месяцы, кварталы, 1-ый и 3-ий годы.
8. Анализ показателей
Дает понятие об окупаемости проекта, его рентабельности и платежеспособности.
9. Прогноз на объем продаж
Показывает спрос на рынке, тенденции изменения, емкость по отдельным видам продуктов, проводит изучение деятельности конкурентов и т. д.
10. Анализ движения наличности
Первый год анализируется каждый месяц, затем анализ проводится ежеквартально. Он показывает, сможет ли компания своевременно платить по счетам.
11. Анализ рисков
Владельцы компании должны позаботиться о минимизации рисков (потере денег): создать резерв финансов, привлечь инвесторов, застраховать имущество.
Риски бывают:
- коммерческие – возникают из-за трудностей при производстве/реализации продукции (дополнительные издержки за счет пошлин, штрафов);
- финансовые – появляются из-за принятых неправильных финансовых решений (дополнительные траты, недополучение прибыли);
- производственные – связаны с проблемами на производстве (сбои оборудования, нарушение технологии).
12. Индексы доходности
Здесь анализируется окупаемость вложений, которая говорит об эффективности проекта и его целесообразности для финансирования.
13. Годовая балансовая ведомость
Рассчитывается баланс активов с пассивами, который банки изучают при выдаче кредита. Если за кредитные средства будет приобретен актив, то при банкротстве предприятия банк вернет свои средства за счет пассива (оборудования и т.п.)
14. Описания способов финансирования
Описываются средства, которые будут финансировать проект: акционерный капитал, лизинговое и долговое финансирование с указанием суммы кредита, источников, ставки по процентам, графика внесения платежей.