Неочевидный способ экономии электроэнергии

Сэкономить на оплате счетов за электричество можно с помощью нехитрого приема из поведенческой психологии.

Люди тратят большое количество электроэнергии впустую. И это происходит даже если установить энергосберегающие лампочки. В любом случае, львиная доля энергии теряется уже на этапе преобразования. Лишь десятая часть тепловой энергии, которая выделяется в ходе сгорания угля, превращается в световую. Итак, каждая единица потребляемой энергии стоит еще девяти единиц.

Но об этом задумывается лишь малая часть человечества. Многие даже не выключают свет и электроприборы, выходя из дома. Не говоря уже о том, что часто мы не выключаем лампочки в помещениях, где, на данный момент, никого нет.

Сейчас все больше стран мотивируют население снизить энергопотребление, однако это не дает желаемого результата.

Впервые об этом начали говорить еще в прошлом веке. Движение «зеленых» активно продвигало эту идею. Но, на тот момент экономия энергии ассоциировалась у многих со снижением уровня комфорта и поэтому, массового резонанса не возникло.

С развитием СМИ началось распространение соответствующей социальной рекламы. В школах стали проводить тематические уроки. Учащимся подробно рассказывают о том, почему необходимо бережно относится к энергетическим ресурсам. Но такие меры не всегда оказывают нужный эффект.

Расскажем о том, как группе ученых удалось заставить людей экономить электричество.

Двадцать лет назад исследователи провели эксперимент, целью которого было выявить способ, который поможет убедить население снизить энергопотребление. Исследование проводили летом в городе Сан – Маркос, штат Калифорния.

Исследователи обзванивали жителей Калифорнии и спрашивали о том, что сможет мотивировать их начать экономить электроэнергию. Основная часть опрошенных заявили, что их привлекает перспектива сокращения расходов на электроэнергию или заботы об экологии. При этом, большинство опрошенных подчеркнули, что они пытаются экономить электричество.  

Однако, расходы на электричество в Калифорнии никак не снижались. Поэтому, ученые решили провести эксперимент.Студенты ходили по городу и развешивали объявления, в которых содержались призывы экономить электричество, используя кондиционеры вместо вентиляторов. При этом, все они были разными.  

Всего было создано четыре типа объявлений. В первом подчеркивалась польза, которая будет принесена для окружающей среды. Во втором подробно рассказывалось о том, сколько конкретно можно сэкономить, перейдя на вентиляторы. В третьем упоминалось о гражданском долге. И в четвертом подчеркнули то, что большая часть соседей уже перешли на вентиляторы, заменив ими бытовые кондиционеры. И больший успех имели именно последние объявления.

Ученые сделали неожиданный вывод: людей невозможно мотивировать даже на самое благое дело ни просьбами, ни экономической выгодой, если им это не удобно. Только социальное давление способно сделать это.

Если мы видим, что соседи в чем-то нас превосходят, мы сделаем все, чтобы сравняться с ними.

Некоторые компании уже взяли на вооружение этот метод. Так они помогают своим клиентам экономить электричество. Например, такие компании предоставляют пользователям отчеты о потреблении энергии. При этом, сравниваются затраты соседей, которые живут в схожих по площади домах. Также, специалисты компаний консультируют клиентов на предмет того, как лучше снижать энергопотребление без ущерба комфорту.

Это приводит к отличным результатам. Здоровая конкуренция - мощный инструмент, который может помочь в благих делах.