Как правильно вести домашнюю бухгалтерию

Непредвиденные траты, непогашенные кредиты, задолженности по банковским картам становятся причинами ощутимых «прорех» в бюджете семьи. Нередко получается, что даже при неплохих доходах супружеская пара не находит средств на крупные покупки: авто, жилье, отдых или не может отложить деньги на обучение детей. Во многих случаях ведение учета позволяет решить эти проблемы хотя бы частично.

Домашняя бухгалтерия: так ли она необходима?

Под домашней бухгалтерией понимается учет доходов и затрат, что помогает контролировать домашний бюджет. Причем, она одинаково полезна как в семье, так и одиноким людям, поскольку удается получить ответ на вопрос: куда расходуются деньги. Итак, цели ведения домашнего учета:

  • экономия средств — когда вполне нормальных доходов не хватает на какие-либо покупки;
  • минимизация затрат, без которых вполне можно обойтись;
  • накопление денег на крупные покупки.

Главное, что человек при этом учится распоряжаться деньгами разумно. Если домашняя бухгалтерия ведется правильно, можно отслеживать и анализировать расходы по периодам и делать выводы, есть ли прогресс.

С чего начать

Прежде всего, необходимо поставить перед собой цель. Учет — продолжительный процесс и, возможно, поначалу не будет заметно никакого эффекта. Домашняя бухгалтерия пригодится отъявленным транжирам, увлеченным шопоголикам, а также людям, которые не успевают отслеживать расходы.

Универсального способа ведения затрат на доходы и расходы нет. Чаще всего, это таблица из двух частей, позволяющая отчетливо видеть доходы и навести порядок в затратах: понять, где можно сэкономить, а где следует потратить деньги, не нарушая баланс.

Как вести учетную таблицу

Главное правило — заполнять доходную и расходную часть регулярно. Если упустить какой-то момент, расчеты будут неверными. У семейной пары с общим бюджетом должна быть одна таблица. В противном случае, избежать несоответствий и противоречий не удастся. Обязательный момент — наличие в расходной форме таких граф:

  • приоритетные расходы — оплата аренды жилья, коммунальных услуг, сбережения;
  • повседневные траты — транспорт, питание, одежда, развлечения, телефонные разговоры, разовые покупки.

Важно знать, какая сумма уходит на приоритетные траты. Это обязательная, как правило, фиксированная сумма. Преуменьшать важность повседневных расходов не следует, поскольку обойтись без них бывает сложно. Подобным образом происходит распределение ежемесячного дохода.

Установление лимитов

Приведенное распределение условно, поскольку могут иметь место дополнительные затраты — погашение кредитных карт, помощь нетрудоспособным родственникам, алименты. По каждому виду расходов необходимо установить лимит — максимальную сумму, превышать которую нельзя. Например, лимит по затратам на еду составил 16000 рублей, фактически было израсходовано 13000 рублей. Остаток можно распределить между остальными статьями затрат или пополнить копилку.

Если какая-либо из категорий ушла в минус, можно «занять» деньги из другой статьи. Не удалось покрыть минус — это можно сделать из остатков зарплаты. Идеально, если семья укладывается в установленные рамки. Нельзя забывать и о пополнении копилки сбережений, которая служит «подушкой безопасности».

Возможные проблемы

Детализировать расходы удобнее всего с помощью мобильного приложения. Здесь возникает первая сложность: доходы и расходы обоих супругов следует свести в единую таблицу. Другая проблема — нестабильность цен на необходимые товары и услуги. Как следствие — расхождение между текущим и предыдущими месяцами может быть различной. Да и непредвиденные затраты иногда случаются.

Но основная проблема — это рутина. Ведение таблицы вручную — достаточно кропотливая работа, которая быстро надоедает. Самые популярные приложения и программы, позволяющие автоматизировать домашнюю бухгалтерию, — Money Wallet, Cash Organizer, CoinKeeper, MoneyManager, Дзен-мани и другие. Важно не опускать руки и не останавливаться, даже если видимого эффекта нет. Еще один секрет — неучтенных старей расходов быть не должно. Даже самые незначительные затраты способны «съесть» существенную часть бюджета. Оперировать нужно точными суммами, что позволит избежать «пропадания» из бюджета нескольких тысяч рублей ежемесячно.