Интернет-покупки становятся все более популярными. Однако и число онлайн-мошенников растет постоянно. Эта статья поможет вам не стать жертвой интернет-аферистов.
Выбор товара
На этом этапе покупателя подстерегают такие «подводные камни»:
- слишком низкие цены;
- покупка у неизвестного продавца.
Наверное, все сталкивались с рекламой, предлагающей купить товары с супер-привлекательными (до 90%) скидками. Согласитесь, пальцы сами тянутся к мыши или тачпаду, чтобы воспользоваться такой уникальной возможностью. Безусловно, распродажи брендовой продукции тоже существуют, но товар буквально «разлетается», как горячие пирожки. Сделать по-настоящему нужную покупку бывает сложно. Гораздо более распространена реализация подделок или откровенный обман. Запомните: ни один магазин не станет работать себе в убыток. Чрезмерно низкие цены настораживают опытного покупателя больше, чем завышенные. Отсюда — следующий этап: проверить репутацию продавца.
Вести торговлю очень сложно. Люди в массе своей консервативны и предпочитают делать покупки в проверенных компаниях. Если фирма давно и успешно конкурирует на рынке, то едва ли кто-то заподозрит ее в мошенничестве. Совершенно иное дело — незнакомые компании. Новые игроки на рынке могут быть как добросовестными, так и мошенниками. Чтобы не стать жертвой обмана, желательно изучить такую информацию:
- отзывы — желательно искать их не на самом сайте. Отдельные браузеры содержат встроенные отзывы о том или ином сайте. «Заказные» оценки можно распознать по абсолютной грамотности написания, выпячиванию достоинств и сглаживанию недостатков;
- оформление сайта, контактная информация. В последнее время мошенники стали хитрее. Ничто не мешает им разместить на сайте ложную информацию. Но большинство обманщиков предпочитает, что называется, «не заморачиваться».
Одна из самых распространенных схем — создание сайтов-клонов, похожих, как близнецы, на ресурсы проверенных магазинов. Выход только один: проверить правильность написания доменного имени. Даже незначительное отличие указывает на обман. Естественно, от покупок в таком «магазине» нужно воздержаться.
Оплата заказа
Многие мошенники пытаются сыграть на том, что большинство покупателей выбирает такую форму оплаты, как наложенный платеж. Казалось бы, это самый безопасный способ расчета с продавцом. Однако недобросовестные продавцы и здесь находят лазейку. Покупатель оплачивает посылку, дома вскрывает ее и обнаруживает, мягко говоря, не совсем то, что хотел бы получить. Но деньги-то заплачены! А компания-продавец заявляет, что возврат товара невозможен. Избежать этой проблемы можно, договорившись о наличии описи товаров. Лучше заплатить за проверку комплектности посылки, чем остаться ни с чем.
Обязательное условие честной сделки — прозрачные цены. Если в ответ на запрос о цене продавец отвечает «напишу в личку» — это отличный повод отказаться от покупки. Подобное поведение не всегда связано с мошенничеством, но перестраховаться не помешает. Иногда в директ пишет совершенно посторонний человек, забирает деньги и исчезает. Магазин оказывается совершенно ни при чем.
Настораживает предложение перевести деньги на карту физического лица. Продавца можно понять: он старается скрыть доходы, чтобы заплатить налогов поменьше. Положение покупателя гораздо менее выгодное. Во-первых, он косвенно поощряет сомнительные финансовые стратегии, а, во-вторых, в случае обмана оспорить подобные платежи очень проблематично.
Получение заказа
Прежде всего, не следует забирать те товары, которые не заказывали. Конечно, человек бывает заинтригован: может, это какой-либо подарок от фирмы? Самое время вспомнить известную пословицу о бесплатном сыре. Мошенники похищают данные клиентов у интернет-магазинов и отправляют посылки со всяким мусором. Срабатывает уже описанная схема с оплатой наложенным платежом. Деньги заплачены за ненужную вещь. Иногда на коробку нанесена надпись о том, что вернуть товар нельзя. Это верный признак мошенничества. Даже если вы сделали заказ в проверенной компании, желательно (если есть такая возможность) проверить содержимое посылки еще на почте.