Едва ли кто-то будет отрицать полезность экономии. Однако расходовать деньги рационально получается далеко не у всех. Венди де ла Роса, специалист по изучению поведенческих привычек, делится полезными секретами, которые позволят достигнуть финансового благополучия. Рассмотрим три психологических трюка, которые помогут упростить задачу откладывания денег.
Заблаговременное планирование
В ходе исследований Венди выявила небезынтересный факт: люди могут без особых проблем отложить некоторую денежную сумму, если запланировали это заранее, а не в момент, когда деньги уже на руках. Согласно американскому законодательству, людям частично возвращают сумму уплаченных пошлин после того, как была подана налоговая декларация. Как правило, полученная сумма воспринимается как подарок, приятный бонус. Люди тратят деньги по-разному: одни делают накопления, другие — незапланированные покупки.
Исследование проводилось в двух группах людей. Был задан вопрос: какую часть из полученной суммы возврата планируется отложить? Если человека спрашивали до подачи декларации (он не уверен, будут ли возвращены деньги), называлась цифра в пределах 17-26%. Те, кто уже получил «бонус» на руки, планировали отложить на сбережения около 17 процентов. Подобный поведенческий нюанс объясняется тем, что человек верит в себя будущего — более способного и успешного. Он как бы закрепляет обязательство перед собой. Реализовать этот эксперимент в повседневной жизни достаточно просто. Например, настроить определенный процент отчислений на депозит с каждой зарплаты. Это позволяет избежать нерациональных трат, когда деньги уже будут переведены на карту.
Переходный период — на пользу
У психологов есть термин «эффект чистого листа», который означает повышение мотивации с нового года, дня рождения, семестра или «с понедельника». Де ла Роса поставила другой эксперимент, который подтвердил: это работает и со сбережениями. Ее сотрудники занимались продвижением ресурса по сдаче жилья, рассчитанного на пожилых людей. На страницах социальных сетей было размещено 2 баннера похожего содержания. Первый гласил: «Вы стареете. Подготовились ли вы к пенсии? Вам поможет аренда комнат». Во втором рекламном объявлении первые два слова были заменены на предложение: «Вам скоро 65». Число переходов по ссылке и регистраций в этом случае было гораздо больше.
Это и есть срабатывание «эффекта чистого листа». В качестве призыва к действию было использовано упоминание об определенном возрастном рубеже. Аналогичным образом можно мотивировать себя на создание накоплений, отметив в календаре какое-либо значимое число.
Контроль над мелкими расходами
Согласно результатам исследований, большинство людей сожалеет о тех деньгах, которые были потрачены на еду вне дома. Если сложить эти расходы за какой-либо период (например, за месяц), то получается достаточно ощутимая сумма, которая мешает разумной экономии. Изменить ситуацию можно, если взять под контроль сложившуюся статью расходов.
Венди делится собственным опытом. В период ее жизни в Нью-Йорке затраты по райдшерингу превысили 2 тысячи долларов — больше, чем аренда квартиры. Так продолжалось достаточно долго, пока девушка не изменила собственное поведение. Она начала с того, что открепила кредитную карту в приложении райдшеринга. Взамен она добавила дебетовую карточку банка, поставив ежемесячное ограничение в 300 долларов. Когда лимит был исчерпан, нужно было выполнить привязку карты снова. Это служило сигналом «стоп» для новых незапланированных расходов.
Точно так же можно поступить и сс другими статьями затрат: установить лимит и усложнить процесс оплаты после его превышения. Это действует гораздо эффективнее, чем простой арифметический подсчет потраченной суммы. К примеру, Венди пришлось пользоваться услугами райдшеринга не более 3 раз в неделю.