Банковские мошенники придумали новые способы кражи денег со счетов граждан

Казалось бы, что от действий мошенников, которые пытаются получить информацию о банковских картах по телефону могут страдать только пенсионеры или же люди, живущие в глуши и не имеющие интернета. В то же время, по данным статистики центра аналитики НАФИ, более 27% опрошенных граждан готовы предоставить по запросу самые ценные сведения о своих картах – а это срок действия карты и секретный код на обратной стороне «пластика».

 

За период с 2019 по 2020 год в России со счетов граждан было похищено примерно 6,4 млрд рублей, причем 69% случаев – когда жертвы сами сообщали преступникам данные карточных счетов и секретную информацию доступа к ним. Сегодня жертвами вишинга, то есть, кражи путем уговоров о переводе денег на посторонние счета или же просьбами раскрыть финансовую информацию становятся люди самых разных возрастов и профессий, уровня дохода и информационной осведомленности.

 

Чтобы понять, как именно действуют мошенники, стоит рассмотреть самые распространенные схемы кражи денег с карт и счетов граждан.

 

Схема мошенничества через бота – как преступники выдают себя за сотрудников банков?

 

Нередко встречаются ситуации, когда воры пытаются обмануть граждан, представившись сотрудниками банка, в котором обслуживается клиент. Например, звонит девушка, которая представляется менеджером банка, в котором у клиента открыт счет. Говорит о том, что пару минут назад с карты клиента попытались незаконно снять какую-то сумму или же оплатить покупки. Банк блокировал эту операцию, но для более качественной защиты денег нужно дать доступ в личный кабинет. Клиент может заподозрить неладное, - банки сами говорят о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать конфиденциальную информацию, включая пароли и коды доступа, данные из СМС при двухфакторной идентификации клиента, логины и пароли от кабинета. Однако в случае с мошенниками, все не так просто – на том конце телефона якобы сотрудник банка может напомнить о таком правиле сам, и тут же указать на то, что информацию нужно предоставить боту, а в конце сказать фразу «Я подтверждают данную операцию». Бот якобы получит доступ в личный кабинет и усилит настройки безопасности. Но и это еще не все – клиентов могут попросить проверить настройки конфиденциальности счетов в других банковских учреждениях.

 

Во время звонков в якобы другие банки телефонный разговор может прерваться, после чего разговор переводят на другую женщину-оператора. Мошенники могут воспользоваться тем, что клиент начинает искренне переживать о безопасности своих средств и соглашается тут же перевести их «для сохранности» в банк-посредник. Приходит код-подтверждение о переводе средств, но последующие попытки дозвонить в банк и уточнить информацию могут обрываться. Если же клиент дозванивается до банка по официальному номеру, ему сообщают, что он только что общался с мошенниками (что и является правдой). Таким образом, злоумышленникам удается похищать внушительные суммы – от 20-30 до 50-100 тысяч рублей за один раз. Полученные деньги, как правило, аккумулируются на счетах сервисов вроде Qiwi.

 

Популярные схемы мошенничества с банковскими картами и счетами

 

Сегодня злоумышленники могут запросто использовать любые схемы и варианты, в которых может принимать участие от 2-х человек до целых групп:

 

  1. Есть случаи, когда с самого утра до вечера группа мошенников садится в машину и выезжает на МКАД, где катается целый день, чтобы было невозможно отследить местоположение во время звонков с мобильного.
  2. Информацию о банковских картах, а также о последних операциях по ним могут сливать недобросовестные сотрудники банков.
  3. Злоумышленники могут пытаться «заказать» информацию по конкретному человеку у сотрудников банков, если уверены, что на картах такого гражданина есть немалые средства.
  4. В некоторых случаях мошенники пытаются навязать установку конкретного приложения на телефон – якобы с целью обезопасить интернет-платежи. В то же время такие приложения служат для того, чтобы можно было беспрепятственно видеть все то, что происходит на экране мобильного телефона человека.
  5. Иногда мошенники звонят якобы со службы поддержки другого банка или переводят звонок на своих коллег из других финансовых учреждений. На самом деле такое поведение сразу должно насторожить, ведь банки не имеют права делиться информацией друг с другом относительно граждан, которые обслуживаются в конкретных учреждениях.

 

Активизация банковского мошенничества – как защитить свои средства?

 

Простые советы помогут вам проявить больше бдительности:

 

  1. Не ведите переговоры с мошенниками. Как же это сделать, если не сразу понятно, что звонят именно злоумышленники? Даже если вам говорят о том, что возникли какие-то проблемы с картой, лучше положить трубку и перезвонить по номеру телефона, который указан на самой банковской карточке – так вы дозвонитесь до официального банковского представителя и сможете уточнить все вопросы, а также урегулировать любые ситуации без риска сообщить конфиденциальную информацию мошенникам.
  2. Не называйте любые коды доступа из пуш-уведомлений ни людям, ни роботам. Не сообщайте эти коды в тональном режиме.
  3. Попытайтесь обезопасить себя, пробивая номера телефонов, с которых вам звонят в таких сервисах как «Яндекс. Справочник», где есть возможность отследить номера телефонов спамеров.

Мошенники постоянно изобретают новые способы хищения средств с карт граждан, а потому стоит время от времени изучать информацию о том, как обезопасить свои карточные счета и средства на них.